Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

С либеральной точки зрения

Урок истории

11.05.2007
11 и 12 мая в Москве подводятся итоги V конкурса учителей «Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР". Комментарий Екатерины Дайс.

Это событие, ставшее уже традиционным для его организатора – Музея и общественного центра имени академика А.Д. Сахарова, заслуживает разговора уже хотя бы потому, что в современном контексте всё чаще возникают возгласы, реплики, становящиеся всё настойчивее, основной пафос которых следующий: « не надо переписывать историю».
И вот – Сахаровский Музей проводит очередную конференцию, посвящённую ключевым и закономерным страницам истории тоталитаризма – политическим репрессиям и сопротивлению им. Надо сказать, что работы, представленные на конкурс – а это видеозаписи уже проведённых за 2006-2007 уроков по всей стране – неоднородны по своему качеству, я бы сказала – по своей убедительности. Но тот факт, что они уже состоялись, что они были проведены под эгидой Сахаровского центра (несмотря на то жалкое (1 или 2) количество часов, которое в учебном плане отводится под историю политических репрессий в СССР, уже очень важно.
Ведь дело в том, что история политических репрессий длится, продолжается и по сей день. Те дети, которые около месяца собирали материалы и готовились к внеклассному (или классному) занятию, зачастую – внуки или правнуки репрессированных или их палачей. И эта – семейная микроистория – вольно или невольно вплетается в ткань урока, делая его ещё более трагичным и ещё более достоверным.
Особенно трогают уроки из таких мест, как Чечня, где детям рассказывают о первой волне репрессий, высылке чеченских семей в 1941. Это произошло 23 февраля, но в России мало кто вспоминает в этот праздник мужчины и защитника Отечества о чеченской трагедии расставания с Родиной.
Казачья станица, попавшая на «Чёрную доску», то есть не выполнившая план по хлебозаготовке и обречённая на голодную смерть. Слева стоял отряд латышских стрелков, справа – китайцев. Из станицы никого не выпускали и никого не впускали. Людоедство, трупы, которые не успевали вывозить на кладбище, за несколько лет население сократилось втрое. На лицах детей – живые чувства. Они плачут, рассказывая о своих земляках.
Воркута. Казённый урок. Макет лагеря, сделанный детскими руками. Рассказ об экспедиции по окрестностям, в которой за месяц ничего не нашли, экспонаты музея – нехитрая утварь, гвозди и инструменты заключённых.
Зачем всё это делается? Затем, чтобы когда очередной атаман захочет высказать нестерпимое желание «выявлять в своей станице эстонцев и делать их жизнь в России невыносимой», нашлись дети, которые бы побывали на уроке «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».
А так – это бессмысленно.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика