Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

С либеральной точки зрения

Турция: долгий путь в Европу

23.12.2006
Со времен Кемаля Ататюрка, превратившего Турецкую республику в светское государство, школьная программа включает изучение более 150 произведений классики мировой литературы. Турецкие школьники "проходят" романы Александра Дюма, Жюля Верна, Марка Твена и других западных писателей. Однако, в последнее время многое изменилось. Для "лучшего усвоения изучаемого материала", Министерство образования Турции распорядилось переписать произведения зарубежной классики. С точки зрения чиновников от образования, все эти книги должны отражать культуру турецкой нации.

Что же из этого получилось? А вот что: как сообщает пресса, из находчивого американского безобразника Тома Сойера вылепили образцового мусульманского мальчика, который носит турецкую феску и пять раз в день совершает намаз. Томджик - так звучит его новое, турецкое имя - радостно трудится на грядках, собирает урожай сладкого картофеля для тети Полли, и усердно изучает Коран, проявляя большое рвение в заучивании молитв на арабском. В турецкой версии романа Александра Дюма благородный и набожный Арамис долгое время болеет астмой, а выздоровев, принимает ислам. Став влиятельным священнослужителем, турецкий Арамис отказывается встречаться с распутником д'Артаньяном и демонстрирует друзьям Коран, кстати, подарок неких таинственных «друзей из-за границы»...
Все это наводит на невеселые размышления. Для нас - людей старшего поколения - в извивах образовательной политики Турции чувствуется что-то давно знакомое, почти родное, хотя и основательно забытое. Возникает наивный вопрос - неужели такое возможно? Поколения граждан Турции в школьные годы читали адекватные переводы европейской классики и вряд ли могли представить себе подобные превращения. Здесь надо сказать о том, что секуляризация и курс на интеграцию страны в сообщество развитых государств - стратегическая линия развития, заложенная основателем Турецкой республики Кемалем Ататюрком. Эта политика последовательно реализуется уже восемь десятилетий.
Как мы видим, незавершенная модернизация несет в себе возможность "отыграть назад", дает шанс опоры на архаические и наиболее традиционалистские слои общества. Такой зигзаг не может длиться долго и дорого обходится обществу. Турецкие дети, воспитанные на сусальных поделках, трактующих большой и сложный мир как продолжение мифологического образа Великого Халифата, столкнутся однажды с реальностью, переживут стресс и горькими словами помянут своих учителей.
Если свобода по своей природе требует истины, то политическая и духовная альтернатива свободе невозможна без лжи, насилия над истиной, без самой разнообразной "туфты". Патерналистские режимы, тираны и диктаторы подправляют образ мира, который фатальным образом не соответствует видам этих правителей. Со временем они сами начинают верить в ту ложь, которую обрушивает на головы подданных. В это момент, как правило, и происходит обвал…
Другой вывод из этой истории носит геополитический характер. Он состоит в том, что путь к секулярному обществу в исламском мире пролегает по весьма сложным маршрутам, и вьется прихотливо. Турция - самое успешное устойчиво динамичное общество в исламском мире. Как видим, даже длительная традиция построения секулярного общества и продуктивной вестернизации не гарантирует от попятных движений. До тех пор, пока в обществе живы фундаменталистские настроения, либеральные ценности находятся под угрозой.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика