Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

С либеральной точки зрения

Новый президентский указ: меры по борьбе с терроризмом

17.02.2006
Эксклюзивный комментарий Льва Пономарева посвящен выходу нового президентского Указа «О мерах по противодействию терроризму», который доступен по адресу http://www.kremlin.ru/text/psmes/2006/02/101738.shtml

Очень похоже, что 16 февраля 2006 г. гарант отечественной Конституции покинул "конституционное поле". В ближайшие дни будет множество правовых комментариев к Указу «О мерах по противодействию терроризму», но уже сразу можно сказать, что издав этот Указ, Владимир Путин незаконно наделил созданный им "Национальный антиконституционный комитет" и Федеральный оперативный штаб полномочиями, которыми, на основе Федерального конституционного закона, наделяется исключительно орган управления территорией чрезвычайного положения. Отметим лишь, что по новому Указу органы власти обязаны исполнять распоряжения оперативных штабов и контролируются ими: "5. Установить, что: а) решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации; б) решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав".

Новым Указом, по сути, легализованы секретные акты силовых ведомств, вроде печально знаменитого приказа МВД России № 870-дсп 2002 года, ставшего известным в мае 2005 года - в связи с расследованием событий в Благовещенске. Нет сомнений, что именно система таких приказов уже несколько лет определяла всевластие силовиков - под прикрытием конституционной демократии.

Однако, нет никакого объявления ЧП, нет и никаких чрезвычайных проишествий, оправдывающих такие экстраординарные действия. "Чечня введена в конституционное поле", все власти выстроены в единую вертикаль. В нарушение законодательства, детально регламентирующего формирование и соподчиненность центральных, региональных и местных органов власти, указом (подзаконным актом) создана еще одна новая вертикаль с неслыханными полномочиями и с ФСБ во главе. При этом идет нагромождение чрезвычайных органов: свежевыстроенная иерархия Антитеррористического комитета соединена с иерархией неких оперативных штабов с Федеральным во главе, подчиненым уже МВД, и наделенных огромными полномочиями.

Зная генетический страх чиновников, да и простых граждан перед госбезопасностью, не трудно представить, с какой покорностью склонятся органы исполнительной власти перед "комитетчиками" и "штабниками", как будут спешить выполнять их любые, самые беззаконные распоряжения. Очевидно, что это приведет к еще большому взрыву коррупции. Мы отлично знаем, на что способны силовые структуры, когда они наделены особыми полномочиями и заботливо избавлены от любого контроля со стороны.

Маленький пример. Наша организация в прошлом году пыталась защитить права работников 4 московского таксомоторного парка, территория которого была оккупирована милицией по решению антитеррористического штаба столицы. При этом, прав распоряжения землей таксистов никто не лишал, только доступ к рабочему месту (под эстакадой здания мэрии на Новом Арбате, 36) был перекрыт. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить последствия распространения такого сценария по всей стране.

Нет сомнений, что создание новой чрезвычайной структуры управления говорит о политическом банкротстве 6 лет заботливо создаваемого полицейско-бюрократического режима. Но новая модель управления только доведет до гротеска все уродства и диспропорции существующей властной системы, чем неминуемо спровоцирует социально-политический кризис. Тем более, что нам, правозащитникам, хорошо известна "эффективность" ФСБ и лично Патрушева: провалы на Северном Кавказе, ужасы "Норд-Оста" и Беслана. Мы стали свидетелями поставленной на конвейер фабрикации "шпионских" и "экстремистских" судебных процессов, потока не самого высокого уровня провокаций, анекдотических "каменных" разоблачений. Все это заставляет по другому оценить перпективу разложения и распада нашей государственности. Опыт отечественной истории показывает, как схожие меры по введению чрезвычайного положения, практиковавшиеся Александром Третьим, Николаем Вторым или Андроповым, только приближали общий системный кризис власти.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика